8(8142)
56-39-29

Методическая страничка

Хотите, чтобы ребенок читал? Не учите его этому!

Для многих учителей и родителей умение читать к первому классу является основным показателем готовности ребенка к школе.

И по большей части такие родители и учителя занимаются самообманом. Проверка чтения при приеме в школу проводится обычно на коротких словах - из трех, максимум четырех букв. Так ведь это не настоящее чтение, а квазичтение: ребенок не читает слово, а узнает его.

Через полгода обучения в первом классе учитель удивляется: «Пришел читающий, а теперь сидит, гадает, что здесь написано, или с трудом слово по слогам разбирает!»

Так ведь его не подготовили к чтению, а учили запоминать некоторое количество слов.  Что это как не торможение развития навыка чтения?

В чем же заключается подготовка ребенка к чтению?

В комплексном развитии. Это подразумевает,

  • во-первых, развитие фонематического слуха,
  • во-вторых, развитие артикуляции.

Артикуляционная гимнастика не менее важна для ребенка, чем фонематические упражнения. Еще нужно заниматься развитием зрительного восприятия и зрительно-моторной координации. Но не собственно чтением.
Если ребенок функционально готов к чтению, он сам зачитает. Если не готов, значит, его надо готовить. Готовить к чтению, а не учить читать.

«Техника чтения»  включает в себя свободное, хорошо интонированное чтение текста, который ребенок понимает.

Пока навык не сформирован, нельзя требовать от ребенка быстрого чтения. Скорость чтения ограничена индивидуальными способностями человека к артикуляции лицевых мышц. Она у всех разная. Кроме того, скорость чтения обычно проверяется, когда ребенок читает вслух.

А ведь действительно, быстрое чтение - то чтение, которое нужно человеку в дальнейшем, - это чтение «про себя». Ему мы не учим, на него не обращаем внимания. Учителя, требуя быстрого чтения вслух, невольно заставляют детей фиксировать внимание на движениях губ. И вот потом сидят в метро взрослые люди и, читая, шевелят губами.

Для детей первого класса никаких нормативов, сколько слов в минуту он должен читать, не существует. Для детей второго класса тоже. К концу четвертого класса нормальная скорость чтения - 80-90 слов в минуту. Но это все очень относительно. Один ребенок в начале года читал со скоростью 20 слов в минуту, а в конце - со скоростью 40 слов. На сколько процентов увеличилась скорость его чтения? А другой в сентябре читал со скоростью 60 слов в минуту, а в апреле - 70 слов в минуту. Его «скоростной прирост» ниже. Это о чем говорит? О том, что у первого ребенка темпы обучения выше. Важен только этот показатель эффективности формирования навыка у каждого ребенка, но не средний показатель техники чтения.

При этом необходимо помнить, что темп-деятельность - это индивидуальная особенность нервной системы человека.

При чтении следует обращать внимание на интонацию, на связность слов и предложений, на выразительность чтения. А то они читают, захлебываясь, - торопятся выдать 120 слов в минуту!
Нужно, чтобы они не губками шевелили быстро, а понимали то, что читают. Понимание текста - это и есть основной критерий чтения. А если вы хотите, чтобы человек научился красиво читать, учите его этому. К третьему классу нужно учить детей читать «про себя», а чтение «про себя» прежде всего требует снятия артикуляции. Иначе оно не будет быстрым.

Навык чтения не может сформироваться в один момент. Это длительный процесс, связанный с определенным психофизиологическим механизмом различения каждого знака. Ребенка нужно учить узнавать букву - целую, по какой-то части, в сочетании с другими буквами. Для этого можно придумать множество игр. И они очень важны для развития навыка чтения.

А технология «плохо пишет - надо больше писать» и «плохо читает - надо больше читать» ничего, кроме вреда, не приносит.

Учимся учиться

Очень важно научить ребенка учиться. Что же это такое?

Это умение произвольно регулировать свои психические процессы, нейтрализовать эмоции, желания, подчиняя их совместной деятельности в классе, внимательно слушать, что говорит учитель, и тщательно выполнять его требования.

Обратите внимание на следующие факторы, говорящие о низком уровне развития произвольного внимания и волевых процессов у ребенка:

  1. не способен понять задание, с трудом его выполня¬ет даже с вашей помощью.
  2. не может организовать свою работу, требуются ука¬зания взрослых.
  3. не способен сосредоточиться на одном деле более 5—7 мин, не отвлекаясь.

Важно научить ребенка выполнять совместную деятельность со сверстниками, договариваться, уступать для совместного решения проблемы.

Следует обратить внимание на то:

  1. как легко ребенок устанавливает контакт со сверст¬никами;
  2. считается ли с мнением других детей;
  3. умеет ли играть по правилам;
  4. как разрешает конфликты;
  5. жалуется и сердится ли ребенок, если другие дела¬ют не так, как он хочет, или договаривается с дру¬гими детьми.

Как же развить волевые процессы у ребенка?

В развитии воли ребенка выделяются три взаимосвязанных момента:

  1. развитие целенаправленности;
  2. установление отношений между целью действий и мотивацией; умение понимать инструкцию (задание) и давать инструкции самому себе.

Для развития этих качеств желательно научить ребенка расчленять задание на ряд операций, которые он сможет легко и быстро выполнить. Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, и поэтому дети легко выдыхаются.

Следует объяснить ребенку, как лучше разделить задачу на ряд последовательных этапов, напомнить ему о способах достижения цели на каждом этапе. Это позволит ребенку осознать процесс и научиться выполнять действия целенаправленно и последовательно.

Для развития умения управлять мотивами «хочу» и «надо» следует дать ребенку возможность поиграть в игры с определенными правилами. Обращайте внимание на строгое соблюдение правил игры.

Для регуляции поведения ребенку нужно научиться в словесной форме приказывать себе, что необходимо сделать. Пусть ребенок проговаривает вслух, что он намерен делать.

Режим  дня  первоклассника

Школа...  Для всех она является важной вехой на жизненном пути. Часто мы с ностальгией вспоминаем свои школьные годы: как впервые сели за парту, свой первый и последний звонок, первые успехи и неудачи...

И вот настало время вести в первый класс своего ребёнка. Наряду с чувством радости и гордости нам немного тревожно. Ведь первый класс - это значительные перемены в жизни малыша. Он вынужден проститься с привычным для него укладом жизни и вступить в новый мир, в котором его ждут не только новые и увлекательные открытия, но и трудности.

С началом учёбы в школе в жизни детей начинается новый возрастной этап в развитии. Ведущая игровая деятельность теперь меняется на учебную. Ребёнку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому коллективу, к новым требованиям: много времени проводить сидя практически без движения, быть внимательным и сосредоточенным, делать не всегда то, что хочется. Первые месяцы в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребёнка. Это нелёгкое испытание для  ребёнка совпадает с кризисом семи лет - переходным периодом от дошкольного к школьному возрасту. Ребёнок меняется не только внешне (быстрое вытягивание в длину и возрастная смена зубов), но меняется и его поведение. Он без всякой причины начинает кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье и даже клоунада. И на этот период в жизни малыша накладывается учёба в школе. Как произойдёт встреча ребёнка со школой? Какие у них сложатся отношения? Понравиться ли ему учиться? Во многом это зависит от того как пройдёт процесс адаптации первоклассника к школе.

Как же помочь первокласснику в школе?

Первый класс - это новый ритм жизни, новые правила, обстоятельства, новые люди. Ребёнок осознаёт себя в новой роли - роли ученика. От того, как сложатся его отношения со школой, во многом зависят его дальнейшие успехи.

С первых дней учёбы ученику придётся столкнуться с достаточно серьёзными трудностями:

  • Перестроиться на режим дня школьника;
  • Изменить игровой вид деятельности на учебный;
  • Усвоить огромное количество новой информации;
  • Сдерживать охватывающие эмоции;
  • Слышать только учителя, а не соседа по парте;
  • Сидеть целый урок, когда хочется поиграть, да и вообще - трудно сидеть;
  • Справиться со всеми нагрузками и при этом оставаться весёлым, активным и жизнерадостным.

Долгожданный рубеж «первый раз в первый класс» является началом нового этапа в жизни всей семьи. Именно родители помогут малышу преодолеть трудности в начале большого пути, как школьная жизнь.

Школьникам очень важно соблюдать режим дня. Режим дня - порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Это основа нормальной жизнедеятельности ребёнка, он обеспечивает высокую работоспособность, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создаёт благоприятные условия для физического и психического развития. Режим строится с учётом физиологических особенностей и здоровья ребёнка. Основные компоненты: сон, пребывание на свежем воздухе, учёба в школе и дома, отдых по выбору, еда, личная гигиена. Режим способствует стабилизации эмоциональной и мотивационной сфер личности. К тому же, стабильность в режиме дня позволит ребёнку быстрее адаптироваться к требованиям обучения в школе. Для первоклассника может быть рекомендован следующий режим дня.

07.00 - подъём. В разных школах занятия начинаются по-разному, но в большинстве - в 08.30, это значит, что ребёнок должен попасть в школу в 08.15.

07.00 - 07.30 - самообслуживание, гимнастика, водные процедуры, уборка постели.

07.30 - 07.50 - завтрак. На завтрак оставляйте 20 минут, чтобы ребёнок не только завтракал, но и успел вымыть за собой посуду.

07.50 - 08.15 - дорога в школу. Приводите ребёнка за 15 минут до начала занятий - ребёнок должен знать, что он не опаздывает, у него есть время спокойно раздеться, переобуться.

08.30 - 12.30 занятия в школе.

12.30 - 13.30 - дорога из школы, прогулка.

13.30 - 14.00  - обед.

14.00 - 15.00 - послеобеденный сон или отдых. Физиологи установили, что между 14 и 15 часами возбудимость клеток головного мозга понижается, поэтому падает работоспособность. В это время лучше отдыхать. Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но есть и такие дети, для кого лучшим отдыхом будет движение.

15.00 - 16.00 - прогулка, игры, помощь по хозяйству.

16.00 - 16.15 - полдник.

16.15 - 17.15 - выполнение домашних заданий. Чтобы ребёнок меньше уставал, чередуйте выполнение письменных и устных заданий. Максимальная продолжительность работы у младших школьников не более 30 минут, поэтому необходимо делать паузы (физкультминутки под музыку) для сохранения работоспособности.

17.15 - 19.00 - прогулка, полезный труд.

19.00 - 20.00 - ужин, свободное время. Больной вопрос телевизор: не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным - лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор лёжа, а сидеть надо на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана.

20.00 - 20.30 - приготовление ко сну. Следить, чтобы перед сном ребёнок почистил зубы, умылся. Не забудьте проветрить комнату. Глубокий сон, продолжительность которого определена для детей 7-ми летнего возраста 10 часами, является главным фактором, обеспечивающим работу центральной нервной системы и всего организма в целом.

В каникулы и выходные дни, основные элементы режима должны оставаться такими же, как и в учебные дни - максимум времени используется для пребывания на свежем воздухе.

 

Оказание первой помощи

  Оказание первой медицинской помощи при ушибах

 Ушиб – это повреждение мягких тканей, которое сопровождается разрывом мелких капилляров, припухлостью и кровоподтеком. Первое, что нужно сделать – приложить к месту ушиба лед, снег, металлический предмет или смоченный в холодной воде кусочек ткани. Это остановит внутреннее кровотечение. Если это рука или нога рекомендуется немного приподнять их, если речь идет об ушибе головы, грудной клетки или области живота, перемещать пострадавшего нельзя. Необходимо опасаться внутреннего кровотечения, признаками которого являются бледность, головная боль, потеря сознания. Пострадавшего в таких случаях следует немедленно доставить в больницу.

    Оказание первой медицинской помощи при порезах
    Порезы нужно обработать йодом или слабым раствором марганцовки, желательно перевязать стерильным бинтом. Если рана сопровождается обильным кровотечением, необходимо наложить давящую повязку. Однако, при этом нужно убедиться, что внутри раны не осталось каких-нибудь инородных предметов. Для того, чтобы наложить давящую повязку, необходимо сначала прижать к ране стерильный тампон (при его отсутствии сложенную в несколько слоев и проглаженную марлю), и туго забинтовать его. Следует помнить, что любую давящую повязку следует оставлять не более чем на 1-1,5 часов, чтобы не произошло омертвение тканей. Если кровотечение артериальное, т.е. кровь бьет из раны под давлением, необходимо срочно вызвать скорую помощь, а до ее приезда попытаться хотя бы уменьшить кровотечение. Если повреждена конечность, необходимо наложить жгут выше раны, предварительно обернув кожу тканью.

    Оказание первой медицинской помощи при ожогах
    Ожоги требуют неотложной помощи. Если в месте ожога наблюдается только покраснение кожи, следует обработать место ожога спиртосодержащим раствором и приложить компресс из ткани, смоченной в этом же растворе. Более сильные ожоги сопровождаются появлением на коже пузырей с прозрачной жидкостью внутри. Ни в коем случае нельзя протыкать их! Следует покрыть обожженный участок стерильной марлей или бинтом и немедленно обратиться к врачу.


    Оказание первой медицинской помощи при обмороке
    Обморок – это состояние, когда человек резко бледнеет, его сердечная деятельность резко ослабевает и больной теряет сознание. Самое главное, что нужно сделать – это обеспечить приток свежего воздуха, открыв окно или вынести пострадавшего на воздух. Затем нужно освободить грудную клетку от всех сдавливающих предметов, уложить больного так, чтобы голова была ниже туловища. Желательно приподнять ноги, чтобы усилить приток крови к голове. Чтобы привести пострадавшего в сознание, нужно поднести ему к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом. Не стоит класть ему на голову холодные компрессы, за исключением обмороков вследствие солнечного или теплового удара.

    Оказание первой медицинской помощи при угаре
    При пожаре многие пострадавшие погибают не от полученных ожогов, а от угарного газа. Первые признаки отравления – это отдышка, головокружение, недомогание, сильная головная боль. Далее человек может потерять сознание. Самое главное вынести угоревшего на свежий воздух. Затем положить ему на голову холодный компресс. При необходимости сделать ему искусственное дыхание, дать понюхать нашатырный спирт. После того, как человек придет в себя, уложить его в постель (если скорая помощь еще не приехала), обложить пострадавшего грелками или бутылками с горячей водой. Непременно нужно напоить его горячим крепким чаем или дать немного красного вина.

    Оказание первой медицинской помощи при отравлении
    При отравлениях необходимо сразу же напоить больного большим количеством воды и вызвать у него рвоту. После этого дать больному стакан воды с растворенными в ней 10 таблетками активированного угля. При отравлении химическими веществами рвоту вызывать нельзя. Иногда больной испытывает сонливость, но спать ему нельзя давать ни в коем случае, при появлении судорог нужно согреть человека.

    Оказание первой медицинской помощи при ударе электрическим током
    При поражении электрическим током необходимо сразу оттащить человека от источника тока с помощью деревянной палки или веревки. Вызвать врача и провести процедуры, как при обмороках.

    Оказание первой медицинской помощи утопающему
    Помощь утопающему заключается не только в том ,чтобы вытащить его из воды, но и в удалении воды из легких. Для этого пострадавшего кладут животом к себе на колено и надавливают на спину. После удаления воды из легких нужно восстановить дыхание и привести человека в сознание. Первый способ восстановления дыхания заключается в потягивании языка пострадавшего примерно 18 раз в минуту, захватив язык указательным и большим пальцем, обмотанным тканью. Восстановить дыхание можно следующим способом. Положить пострадавшего на спину, под которую поместить валик из одежды, сесть на него так, чтобы его бедра оказались между вашими коленями. После чего надавливать ладонями на бока нижней части грудной клетки и затем сразу отпускать.
    Чтобы привести человека в сознание, нужно дать понюхать ему нашатырный спирт и растирать тело.

    Оказание первой медицинской помощи при обморожении
    Обморожения могут вызвать как поражение и покраснение кожи, так и отмирание конечностей. Чтобы избежать серьезных последствий, нужно вовремя оказать пострадавшему помощь. Для этого необходимо обработать пораженный участок спиртосодержащим раствором и слегка растереть его мягкой шерстяной тканью, пока не появится чувствительность. После этого смазать место обморожения несоленым животным жиром или увлажняющим кремом. При появлении пузырей необходимо вызвать врача.